«Для женщин — до 60 лет, для мужчин — до 65»: Путин изложил свой взгляд на изменение пенсионной системы

Президент России Владимир Путин выступил с обращением кгражданам страны по вопросу изменений в пенсионном законодательстве.

Уважаемые граждане России! Дорогие друзья.

16 июня 2018 года Правительство внесло в ГосударственнуюДуму законопроект об изменениях в пенсионной системе. 19 июля он был принятпарламентом страны в первом чтении. Его главная, основная задача – обеспечить устойчивостьи финансовую стабильность пенсионной системы на долгие годы вперёд. А значит нетолько сохранение, но и рост доходов, пенсий нынешних и будущих пенсионеров.

Именно для достижения этих целей законопроектом, наряду сдругими мерами, предусматривается постепенное повышение пенсионного возраста.Понимаю, насколько важны, значимы эти вопросы для миллионов людей, для каждогочеловека. Поэтому обращаюсь к вам напрямую, чтобы подробно рассказать обо всехаспектах изменений, предлагаемых Правительством, обозначить свою позицию иподелиться с вами своими предложениями, которые считаю принципиальными.

Прежде всего напомню, что дискуссия о необходимостиповышения пенсионного возраста началась не вдруг, не сегодня. Об этом говорилии в советский период, и в 90-е годы. Но решения не принимались, по тем или инымпричинам откладывались.

В начале двухтысячных годов и члены Правительства России, имногие представители экспертного сообщества вновь настойчиво стали ставитьвопрос о пенсионной реформе и повышении пенсионного возраста.

Объективные предпосылки для этого существовали. Былоочевидно, что на рубеже 2020-х годов мы неизбежно столкнёмся с серьёзнымидемографическими проблемами. Чем они вызваны?

Каждые 25–27 лет во взрослую жизнь, когда можно создавать семьи, заводить и растить детей, у нас вступает гораздо меньшее число граждан, чеммогло и должно было бы. Так происходит в результате тяжелейших демографическихпотерь во время Великой Отечественной войны. А это не только прямые потери, нои миллионы не родившихся в военные годы.

Период, когда во взрослую жизнь входило очередноемалочисленное поколение, пришёлся и на середину 90-х годов прошлого века. Ноименно в это время страна столкнулась ещё и с тяжелейшим экономическим, социальным кризисом, с его катастрофическими последствиями. Это привело ковторому мощному демографическому удару. Родилось ещё меньше детей, чем ожидали.Демографический провал конца 90-х оказался сопоставим с 1943-м и 1944-мвоенными годами.

И сейчас именно это, крайне малочисленное поколениеродившихся в 90-е, входит в трудоспособный возраст. В связи с этим ещё большевозрастает нагрузка и на пенсионную систему, ведь она у нас построена восновном на солидарном принципе. То есть пенсионные взносы людей, работающихсегодня, идут на выплаты нынешним пенсионерам, поколению наших родителей. Аони, в свою очередь, пока работали, направляли взносы, чтобы выплачивать пенсиипоколению наших дедов.

Вывод понятен, сокращается трудоспособное население –автоматически снижаются возможности для выплаты и индексации пенсий. А значит, необходимы изменения.

Но тогда, в 2000-х, я был против них. Говорил об этом и на закрытых совещаниях, и публично. Например, в 2005 году на одной из «Прямых линий» прямо сказал, что до окончания срока моих президентских полномочий подобных изменений не будет.
В 2008 году, когда я оставил пост Президента России, базовые положения пенсионной системы полностью сохранялись. И сейчас считаю, что на тот момент времени такая позиция с экономической точки зрения была обоснованной, а с социальной – абсолютно оправданной и справедливой. Убеждён, повышать пенсионный возраст в начале и середине 2000-х было категорически нельзя.
Напомню, как в тот период жила страна. Это ещё не окрепшая экономика, с весьма скромными показателями валового внутреннего продукта и крайне низкими заработными платами. Это высокий уровень безработицы и инфляции. За чертой бедности находилась практически четверть граждан страны. Продолжительность жизни едва превышала 65 лет.
Если бы в тех социально-экономических условиях мы начали повышать пенсионный возраст, и за этот счёт, как планируем сейчас, увеличивать пенсии, то к чему бы это тогда привело? Многие семьи, особенно в малых городах и сельской местности, лишились бы основного, а иногда и единственного источника дохода. При высоком уровне безработицы и работы бы не было, и на пенсию нельзя было бы выйти. А всю возможную прибавку к пенсии просто «съела» бы высокая инфляция, и в итоге число бедных стало бы ещё больше.
Надо было сначала преодолеть последствия шоков 90-х, обеспечить экономический рост и решать острейшие социальные проблемы.

Что же изменилось за прошедшие годы? Мы не тратили временизря. Мы – мы все, граждане, власть, страна – работали.

Как только нам удалось сформировать необходимые финансовыересурсы, мы направили их на социальное развитие, на сбережение нашего народа.Начали реализацию долгосрочных демографических мер, включая программуматеринского капитала. И это дало хорошие результаты, частично компенсировавдемографические провалы прошлых десятилетий. Мы преодолели серьёзные трудностив экономике и с 2016 года вновь вышли на стабильный экономический рост. Сейчасуровень безработицы в России самый низкий начиная с 1991 года.

Конечно, нам ещё очень многое нужно сделать. В том числе всфере здравоохранения, в других областях, которые определяют качество ипродолжительность жизни человека. Но неоспоримым фактом является то, чтоблагодаря комплексу принятых государством мер и, что очень важно, болееответственному отношению людей к своему здоровью, сегодня темпы ростапродолжительности жизни в России – одни из самых высоких в мире. За последние15 лет продолжительность жизни выросла почти на 8 лет (7,8 года).

Знаю, что все мы не очень-то привыкли доверять статистике.Мы делаем выводы, как правило, из того, что сами видим в реальной жизни, вокругсебя. Кто-то действительно проживает долгую жизнь, а кто-то из наших близких, знакомых, к несчастью, уходит совсем рано. Но здесь речь идёт именно обобъективной оценке темпов роста продолжительности жизни в России, подтверждённой экспертами Организации Объединенных Наций.

Мы поставили перед собой цель выйти к концу следующегодесятилетияна продолжительность жизни более 80 лет. И будем делать всё, чтобылюди в нашей стране жили долго, были здоровыми.

Дорогие друзья.

Всё, о чём я только что сказал, – объективный, но всё жедостаточно сухой анализ ситуации. Что, безусловно, важно. Но не менее важночувствовать и учитывать, что за предлагаемыми изменениями стоят жизненные интересы, планы сотен тысяч, миллионов людей. Кто-то уже думает уйти на заслуженныйотдых, посвятить больше времени семье, детям, внукам. Кто-то планируетпродолжать трудиться и рассчитывает на пенсию как на дополнительное подспорье.И имеет на это право, конечно. И вдруг такие перспективы отдаляются.

Естественно, всё это воспринимается многими людьмиболезненно. Я хорошо это понимаю и разделяю эту озабоченность. Но давайтепосмотрим, какие у нас есть варианты.

Смириться с низкими доходами пенсионеров и ждать, когдапенсионная система «затрещит» и окончательно развалится? Переложитьнепопулярные, но необходимые решения на плечи следующего поколения или, понимая, что ждёт страну через 15–20 лет, учитывая реальную ситуацию, действовать?

Повторю, изменения в пенсионной системе, тем более связанныес повышением возраста выхода на пенсию, волнуют, тревожат людей. И естественно, что все политические силы, прежде всего, конечно, оппозиционные, будутиспользовать эту ситуацию для саморекламы и укрепления своих позиций. Этонеизбежные издержки политического процесса в любом демократическом обществе.Тем не менее, я просил Правительство самым серьёзным образом изучить ииспользовать все прозвучавшие конструктивные предложения, в том числе и отоппозиции.

Что касается нынешней, действующей власти, самое лёгкое, самое простое для неё сегодня – вообще ничего не менять. Сейчас, несмотря наизвестные сложности, российская экономика чувствует себя уверенно. В бюджетеесть ресурсы для пополнения Пенсионного фонда. Мы, как минимум, ближайшие 7–10лет сможем продолжать индексировать пенсии в установленные сроки.

Но ведь мы знаем, что постепенно наступит время, когда дляиндексации пенсий у государства не будет хватать средств. А затем и самарегулярная выплата пенсий может стать проблемой, как это уже и было в 90-е.

Смотрите, ещё в 2005 году соотношение работающих граждан, закоторых регулярно выплачиваются взносы в Пенсионный фонд, и граждан, получающихстраховую пенсию по старости, у нас составляло почти 1,7 к одному. А в 2019 оносоставит уже 1,2 к одному. То есть практически один к одному. И если непредпринимать никаких мер, то мы не сможем сохранить доходы пенсионной системы.А значит, и доходы сегодняшних и будущих пенсионеров. Напротив, они будутнеизбежно обесцениваться, снижаться относительно уровня зарплат.

А куда их снижать-то? Пенсии и так сегодня довольноскромные, несоизмеримые тому вкладу, который внесли старшие поколения вразвитие страны. Мы перед ними в огромном долгу.

Предложенные изменения в пенсионной системе позволят непросто сохранить уровень доходов пенсионеров, но главное – обеспечить ихустойчивый, опережающий рост.

Уже в 2019 году индексация пенсий по старости составитпорядка 7 процентов, что в два раза выше прогнозируемой инфляции на конец 2018года. В целом, в предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию постарости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей. Врезультате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий длянеработающих пенсионеров в 20 тысяч рублей в месяц. (Сейчас, напомню, это 14тысяч 144 рубля). В дальнейшем, уже за горизонтом 2024 года, изменения впенсионной системе позволят сформировать прочную основу для стабильногоежегодного увеличения страховых пенсий выше инфляции.

Обращаю внимание, механизм ежегодного увеличения пенсийдолжен быть заложен в законопроект по изменениям пенсионной системы. Это нужносделать уже к его второму чтению в Государственной Думе.

Уважаемые друзья.

Естественно, возникает вопрос, рассматривало лиПравительство какие-то другие варианты, другие резервы для обеспеченияустойчивости пенсионной системы без повышения пенсионного возраста. Конечно, да. Конечно, рассматривало.

По моему поручению Правительство вплоть до последнеговремени проводило эту работу. Все возможные альтернативные сценарии былитщательно изучены и просчитаны. Оказалось, что, по сути, ничего кардинально онине решают. В лучшем случае просто латают дыры. Или того хуже, несутразрушительные последствия для экономики страны в целом.

Ну, посмотрите, вроде бы эффективная, кажущаяся справедливоймера – введение прогрессивной шкалы подоходного налога. По оценкам Минфинаприменение повышенной ставки налога, к примеру, в 20 процентов к высокимдоходам, может дать, и то не наверняка, порядка 75–120 миллиардов рублей в год.Этих средств, в лучшем случае, хватит на шесть дней. Потому что ежедневная, яхочу это подчеркнуть, ежедневная потребность на выплату пенсий в Россиисоставляет 20 миллиардов рублей.

Другой вариант – продать часть госсобствености, например, как некоторые предлагают, все здания Пенсионного фонда, включая егорегиональные отделения. Конечно, согласен, они слишком размахнулись со своимиапартаментами. Людей это раздражает. И я это также поддерживаю. По оценкам, общая стоимость этих объектов – 120 миллиардов рублей. Но даже если мы все ихпродадим, а деньги направим на пенсии, сможем выплачивать их также порядкашести дней. Это тоже не выход.

Или, предлагается обложить дополнительными налогаминефтегазовые компании, топливно-энергетический комплекс. Могу вам сказать, всего того, что мы таким образом сможем собрать, хватит, чтобы выплачиватьпенсии максимум пару месяцев. Более того, так мы поставим выплату пенсий, всюпенсионную систему страны в крайне уязвимое положение, в зависимость отперепада цен на мировых рынках углеводородов.

Может быть, активнее использовать средства резервных фондов, которые пополняются за счет доходов от нефти и газа? Да, можно какое-то время иэто. А если завтра, как я уже сказал, цены на эти товары упадут, что вполневозможно и уже не раз было, что тогда? Резервы будут исчерпаны мгновенно, втечение нескольких месяцев. Жизнь людей, их пенсии, доходы на годы вперёд немогут и не должны зависеть от цены на нефть, которая меняется каждый день.

Может быть, следует продолжить наращивать финансированиеПенсионного фонда? За счёт федерального бюджета покрывать его дефицит? Ужеговорил, что для этого пока есть ресурсы. Они действительно есть. Нопосмотрите, какая здесь складывается картина в целом.

В текущем году на эти цели мы выделяем из бюджета 3,3триллиона рублей, из них 1,8 триллиона рублей непосредственно на обеспечениевыплаты страховых пенсий. Если предположить, что мы хотим достичь поставленнойцели, выйти на среднюю пенсию в 20 тысяч рублей, ничего при этом не меняя, тодефицит Пенсионного фонда увеличился бы в полтора раза, до 5 триллионов рублей.Для сравнения, это больше, чем все расходы на национальную оборону ибезопасность страны.

Выбрав такое решение, мы рано или поздно разрушим нашифинансы, будем вынуждены залезать в долги или печатать ничем не обеспеченныеденьги, со всеми вытекающими последствиями: гиперинфляцией и ростом бедности.Не имея ресурсов, не сможем обеспечить надёжную безопасность страны. Не сможемрешать самые насущные задачи: развивать образование и здравоохранение, поддерживать семьи с детьми, строить дороги и инфраструктуру, повышать качествожизни людей. Будем обречены на экономическое, технологическое отставание отдругих государств.

Поэтому наше бездействие сейчас или принятие временных«косметических» мер было бы безответственно и нечестно по отношению и к стране, и к нашим детям.

Повторю, на протяжении многих лет я очень осторожно, аподчас даже с недоверием относился к любым предложениям по изменению пенсионнойсистемы. Порой весьма резко реагировал на эти идеи. Однако тенденции, сложившиеся сейчас в сфере демографического развития и на рынке труда, объективный анализ ситуации показывают, что тянуть дальше нельзя. Но наширешения должны быть справедливыми, взвешенными, обязательно учитывающимиинтересы людей.

В этой связи предлагаю ряд мер, которые позволят максимальносмягчить принимаемые решения.

Первое. В проекте закона предлагается увеличить пенсионныйвозраст для женщин на 8 лет – до 63 лет, тогда как для мужчин он повышается напять лет. Так не пойдёт, конечно. Это неправильно. И в нашей стране отношение кженщинам особое, бережное. Мы понимаем, что они не только трудятся по основномуместу работы, на них, как правило, весь дом, забота о семье, воспитание детей, хлопоты о внуках. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемоезаконопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Далее. Мы должны предусмотреть право досрочного выхода напенсию для многодетных матерей. То есть, если у женщины трое детей, то онасможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четырегода раньше. А для женщин, у которых 5 и более детей, всё должно остаться каксейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

Второе. Как уже говорилось, пенсионный возрастпредполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новойжизненной ситуации, выстроить свои планы. Но хорошо понимаю, что сложнее всегопридётся тем, кто первым столкнётся с повышением пенсионного возраста. Ужесовсем скоро. И мы должны это учитывать.

В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояловыходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установитьособую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше новогопенсионного возраста. Для примера, человек, который по новому пенсионномувозрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать этоуже в июле 2019 года. То есть повторю, на 6 месяцев раньше.

Третье. Что заботит и даже, сказал бы, пугает людейпредпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. Стем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после 50-ти работудействительно сложно найти.

В этой связи мы должны предусмотреть дополнительныегарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда.Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пятьлет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакетмер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную идаже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионноговозраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.Соответствующие изменения в законодательство нужно внести одновременно спринятием законопроекта о повышении пенсионного возраста.

Естественно, было бы неправильно и несправедливоруководствоваться здесь только административными мерами. Поэтому поручаюПравительству предложить реальные стимулы для бизнеса, что бы работодатели былизаинтересованы принимать и сохранять на работе граждан предпенсионноговозраста.

Что здесь хотел бы добавить. Люди старших возрастов, какправило, обладают хорошим профессиональным опытом. Это, как правило, надёжные, дисциплинированные сотрудники. Они способны принести большую пользу своимпредприятиям и компаниям. При этом важно, чтобы они, так же как и более молодыеработники, при желании могли пройти необходимое переобучение, получить новыенавыки, повысить свою квалификацию.

В этой связи поручаю Правительству утвердить для гражданпредпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Онадолжна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепитьего социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размерпособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в двараза – с 4 тысяч 900 рублей, как сейчас, до 11 тысяч 280 рублей с 1 января 2019года – и установить период такой выплаты в один год.

И, наконец, необходимо также закрепить обязанностьработодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста 2 дняна бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

Четвёртое. При проведении изменений нельзя действовать пошаблону. Что называется, просто чохом. Мы должны учесть особые условия жизни итруда людей.

Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда другихкатегорий.

Считаю, что нужно сохранить действующие условия назначенияпенсий и для коренных малочисленных народов Севера.

Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократнообсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25-процентной надбавки кфиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих населе. У которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этогорешения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019года.

Пятое. Считаю, что у тех, кто начал рано работать, должнабыть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётомзаработанного стажа.

Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающийправо на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет длямужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выходна пенсию. Для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42-х.

Шестое. Считаю принципиальным сохранить на переходныйпериод, до завершения преобразований в пенсионной системе, все федеральныельготы, действующие на 31 декабря 2018 года. Имею в виду льготы по налогам нанедвижимость и землю.

Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только свыходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоятизменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для нихисключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а придостижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогутвоспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Такимобразом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

Знаю, что представители партии «Единая Россия» врегиональных законодательных собраниях и руководители субъектов Федерациивыступали с инициативами сохранить и все действующие региональные льготы. Этоочень важные для людей вещи. Такие, как бесплатный проезд на общественномтранспорте, льготы по ЖКХ, при капитальном ремонте и газификации, льготы наприобретение лекарств и ряд других. Поддерживаю, безусловно, этот подход. Ирассчитываю, что все необходимые решения будут приняты в регионах ещё довступления в силу нового закона по пенсионному обеспечению.

Дорогие друзья.

Как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мыслишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так недумаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальшедействительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлымпоследствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказатьсяна судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству раноили поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут этирешения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот итех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

В долгосрочной перспективе, если мы сейчас проявимнерешительность, это может поставить под угрозу стабильность общества, а значити безопасность страны.

Мы должны развиваться. Должны преодолеть бедность, обеспечить достойную жизнь для людей старшего поколения, и сегодняшних, ибудущих пенсионеров.

Предложения, о которых сегодня говорил, будут оформлены вкачестве поправок и в кратчайшие сроки внесены в Государственную Думу.

Дорогие друзья.

Я предельно объективно, подробно и абсолютно искреннедоложил вам о сегодняшнем состоянии и о предложениях по устойчивому развитиюпенсионной системы в нашей стране. Ещё раз подчеркну, нам предстоит принятьтрудное, непростое, но необходимое решение.

Прошу вас отнестись к этому с пониманием.

По данным: RT.

Назад в блог Следующая запись